Популярные сообщения

пятница, 13 мая 2011 г.

Макарьев Желтоводский монастырь

Волга подступает к самым стенам монастыря, и обитель как будто встает из воды, подобно граду Китежу. Макарьев монастырь красив в любую пору, но особенно он хорош в лучах закатного солнца, когда темно-серые на фоне розового неба стены и башни его отражаются в серебристых водах реки.

Желтоводский монастырь был основан в 1435 году преподобным Макарием, уроженцем Нижнего Новгорода, иноком Печерского Нижегородского монастыря, удалившемся в здешние края, в урочище, известное тогда под именем Желтые воды, или Желтые пески. Желтое озеро — старица Волги — существовало еще в начале XIX века, но вскоре было поглощено волжскими водами.



Преподобный Макарий Желтоводсткий построил здесь, на пойменном лугу, кельи и деревянную церковь во имя Св. Троицы. Но в 1439 году монастырь был до основания разорен татарами Улу-Махмета, а преподобный Макарий пленен. Татары отпустили его, взяв с него обещание не возрождать православной обители. Макарий ушел из этих мест в унженские леса, где основал Макарьев Унженский монастырь. А Желтоводский монастырь с той поры пришел в запустение.

Обитель была восстановлена только спустя 190 лет. Как полагают, возродил ее монах Тетюшского монастыря Авраамий, уроженец Мурома, в 1620 году. В 1624 году была срублена деревянная Троицкая церковь, через два года построена Успенская церковь. А в середине 17-го столетия за очень короткий срок, с 1651 по 1667 год, здесь был создан на редкость целостный и живописный монастырский ансамбль.

В 1651 году была построена Успенская церковь с трапезной, в 1658 году — пятиглавый Троицкий собор, в 1670 году — надвратная церковь Михаила Архангела над Святыми воротами и кельи, в 1662—1667 годы возвели стены и башни монастыря. Автором главных монастырских сооружений был каменных дел подмастерье Максим Апсин.


Троицкий собор представлял собой торжественное и грандиозное зрелище. Его украшал резной золоченый иконостас, с потолка свисали громадньге паникадила, ризы икон сверкали золотом, серебром, драгоценными камнями. Стены собора сверху донизу покрывали яркие нарядные фрески. «Впечатление роспись производила поистине ошеломляющее, — пишет М. П. Званцев, один из последних, кто видел росписи Троицкого собора. — Она была величественна, сдержанна по цвету, рисунок и цветовое решение росписи отличались высокими художественными достоинствами». В 1930-е годы драгоценные фрески Троицкого собора были варварски забелены. Как считают специалисты, росписи были выполнены на рубеже XVII— XVIII веков артелью костромских мастеров. Троицкий собор — единственный в Нижегородской области храм с сохранившейся древнерусской живописью.




Успенская церковь с трапезной палатой поднята на высокий подклет. В свое время этот подклет служил кладовыми для «людей купецких», приезжавших на
Макарьевскую ярмарку. Одновременно с Успенской церковью была построена примыкающая к ней грузная шатровая колокольня. В 1808 году на месте старой обветшавшей церкви была построена небольшая Макарьевская церковь.


В 1667 году монастырь был окружен каменной стеной с девятью башнями. Стены образуют почти правильный квадрат размерами 200x200 метров, их высота достигает восьми метров, ширина — 2,5 метра. Со стороны берега с трех сторон монастырь окружала дополнительная цепь стен и башен, а перед Святыми воротами было устроено предмостное укрепление. Остатки этих укреплений исчезли в XIX веке. На южной стороне некогда находились еще две квадратные башни. Одна в XVIII веке была перестроена под кельи, а вторая обращена в церковь.


Макарьев монастырь был сильной крепостью. В октябре 1670 года его стены выдержали осаду разинцев под предводительством самозванца, казачьего атамана Максима Осипова, который называл себя царевичем Алексеем Алексеевичем. Иноки отбились. Но спустя некоторое время к повстанцам подошел новый I отряд разинцев во главе с Михаилом Чертоусенко, и защитники монастыря вы-нуждены были отступить. Ворвавшиеся в монастырь повстанцы, среди которых преобладали местные жители, «святую обитель разорили, монастырскую всякую казну и всякие годовые казенные запасы и оружие и с конюшего двора стоялые и работные лошади и всю конскую сбрую разграбили без остатку».


Макарьев монастырь являлся крупнейшим духовным и просветительским центром Нижегородского Поволжья. В 1620-х годах здесь учился грамоте крестьянский парень Никита Минин, уроженец села Вельдеманова — будущий знаменитый патриарх Никон. Он родился в 1605 году. По преданию, даровитому мальчику дивную судьбу предсказывали и православные монахи, и мордовские колдуны. Последнее обстоятельство было в пылу полемики гротескно раздуто земляком и | другом юности, а затем непримиримым противником Никона — протопопом Аввакумом: «Я Никона знаю: недалеко от моей родины родился, между Мурашкина и Лыскова, в деревне; отец у него черемисин, а мати русалка, Минка да Манька;а | он, Никон, колдун учинился, да баб блудить научился, да в Желтоводие с книгою поводился, да выше, да выше, да и к чертям попал в атаманы».

С юных лет научившись грамоте, Никита Минин прочел множество книг, преимущественно духовных, что увлекло его в Макарьев Желтоводский монастырь, где он и завершил свое образование. В те годы из стен Макарьева монастыря вышла блестящая плеяда духовных деятелей XVII века: протопоп Аввакум, Симеон, архиепископ Сибирский и Тобольский, Илларион, митрополит Суздальский, Илларион, митрополит Рязанский, Павел, епископ Коломенский. В середине 17-го столетия все они составили ближайшее окружение царя Алексея Михайловича, хотя потом судьба их сложилась по-разному.
Не оставляли монастырь своими щедротами и богатые вкладчики, среди которых были знаменитые купцы-солепромышленники Строгановы и бояре Лыковы.


Процветанию монастыря во многом способствовала проходившая у его стен ежегодная Макарьевская ярмарка. «Нельзя в целом изобразить впечатлений, чувствуемых на Макарьевской ярмарке. Надобно видеть ее, чтобы составить себе понятие о бесчисленной толпе людей, находящихся в беспрерывном движении, о многих тысячах экипажей, телег, кои на пространстве нескольких верст покрывают все пространство земли», — так описывал в 1805 году Макарьевскую ярмарку царский лейб-медик Г Реман. В 1816 году Макарьевская ярмарка была перенесена в Нижней Новгород и стала называться Нижегородской, получив под этим именем всероссийскую известность.


Перенос ярмарки сказался на доходах монастыря. Он быстро пришел в упадок.
Первоначально Волга текла на некотором удалении от стен монастыря, но затем стала быстро приближаться к нему, размывая берега. В 1829 году рухнула северо-западная угловая башня, в 1859 году — центральный купол Троицкого собора, его удалось восстановить только в 1910 году.


В 1868 году монастырь из-за угрозы полного разрушения был упразднен, но в 1883 году снова возрожден уже как женский. Святыней обители была чудотворная икона преподобного Макария Желтоводского и Унженского.
Макарьев монастырь был закрыт в 1927 году. Была уничтожена Сретенская церковь, стоявшая у западных ворот, частично разрушены корпуса келий. Оставшиеся постройки монастыря долгое время находились в ужасающем состоянии, и только в 1960-е годы началась их реставрация. Ныне это действующий женский монастырь.



источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий